Сайт учителя  МБОУ ООШ№29

 Белина Галины Владимировны

Меню сайта
Категории раздела
историческая справка [2]
история бисера
статьи о бисере [4]
полезная информация, схемы
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » Статьи » Бисероплетение » историческая справка

Бисер на Руси.
  Бисер на Руси.
На территории нынешних России, Украины, Беларуси и ещё нескольких соседних стран создание и использование крупных и мелких бус процветало с древнейших времён. Почти ничего не дошло с тех пор до наших дней, и официальная история умалчивает о целых веках и тысячелетиях древнерусской истории. А между тем, и нынешним поколениям было бы чему поучиться у предков. Прежде всего они умели чувствовать красоту и гармонию окружающего мира, не отделяли себя от неё. Живя среди природы, они дружны были со зверями и птицами, растениями и стихиалиями, старались находиться в гармонии со всем разнообразием существующих явлений. Выражение внешней красоты воспринималось ими, как отражение внутренней. Наряды, украшения, амулеты и обереги лишь подчёркивали и усиливали её.
Наши прародители в то время отдавали предпочтение живым природным материалам и, прежде всего, жемчугу. Этот благородный материал воспет и опоэтизирован народом до такой степени, что его белизна, матовый, переливчатый блеск оставались эмблемой чистоты и святости даже спустя несколько тысячелетий и у их пра-пра-правнуков.
В скифо-сарматскую эпоху (2 – 2,5 тысячи лет назад) бусы уже широко использовались как народами северных территорий, так и племенами Причерноморья. А во времена Киевской Руси они и вовсе не являлись редкостью. Причём славянские народы были знакомы со стеклянными ожерельями и бисером не только благодаря торговым отношениям со странами Ближнего Востока и Византией. Стеклянные ожерелья, перстни и браслеты всевозможных форм из непрозрачного, полупрозрачного и прозрачного стекла разнообразных цветов (преимущественно зелёного, жёлтого, синего, фиалкового и чёрного) изготавливали в небольших местных стекломастерских. Большое число таких поделок и бус производили Киев, Новгород, Чернигов, Старая Ладога, Белая Вежа, Тмутаракань…
Производство именно бисера появилось вместе с Византийскими мозаичными мастерами, которые пришли на Русь после принятия христианства. Но вследствие многовековой междоусобицы, а затем нашествия ханских завоевателей, это дело не удержалось, и широкое производство стекла на Pycи прервалось на много столетий…
Впрочем, ваши предки по-прежнему отдавали предпочтение природным материалам. Даже под словом «бисер» русичи на протяжении многих веков понимали именно жемчуг…
 
Жемчуг.Как он образуется, добывается, обрабатывается.
Жемчуг образуется в раковинах некоторых пластинчато-жаберных или двустворчатых моллюсков, как морских, так и пресноводных. Это сложное название люди дали некоторым ракушкам – жемчужницам. Он отлагается теми моллюсками, которые способны выделять перламутр. При образовании жемчуга главную роль играет наружный слой мантии моллюска – эпителии. Именно он производит в нормальных условиях перламутр, покрывающий внутреннюю поверхность раковины, а в особенных, анормальных, болезненных условиях образует жемчуг.
Образование жемчужины вызывается попаданием в раковину постороннего тела, вокруг которого постепенно образуется жемчужное зерно. Инородное тело механически раздражает своим присутствием мантию, и в ответ на раздражение она старается защититься от него усиленным отложением перламутра, сглаживая поверхность и уменьшая трение.
Если жемчуг образуется между мантией (епанчой) и внутренней поверхностью раковины, то он часто срастается с этой внутренней поверхностью, и при этом образуется так называемый «половинчатый» жемчуг. Круглые, цельные зёрна жемчуга образуются чаще всего внутри тела моллюска и совершенно свободно отделяются от него.
Обычно принято считать, что разница между перламутром и жемчугом лишь в расположении слоёв органического вещества и углекислой извести: слои в жемчуге располагаются концентрически, а в перламутре идут параллельно. Однако, помимо расположения слоёв, сильное влияние на разницу между веществом перламутра и жемчуга имеет то обстоятельство, что перламутр является нормальным отложением, а жемчуг – отложением анормальным, когда моллюском тратится большое количество вещества, необходимого для самозащиты.
Разница между тем, как добывали жемчуг древние русичи и их «цивилизованные» потомки, заключается в том, что люди прошлого не убивали моллюска в погоне за жемчужиной, а, говоря современным языком, извлекали из него болезненное инородное тело.
Игра цветов жемчуга зависит от строения жемчужного зерна. Дело в том, что жемчужины состоят из исключительно тонких, концентрически расположенных, плотно сросшихся пластинок, листочков, чешуек. В зависимости от прозрачности этих чешуек световые лучи встречаются на поверхности жемчужины, по-разному проникают сквозь них и по-разному отражаются. В результате возникает маленькое чудо, называемое «жемчужным блеском», «глянцем» или «переливом».
Впрочем, здесь тоже имеются свои тонкости и секреты. Жемчуг, вынутый из раковин, твердеет не сразу, а постепенно. И чтобы при затвердении он не портился, его подвергали так называемому «замариванию». Для этого зерно клали себе в рот, держали часа два, а после этого жемчуг в мокрой тряпке «дозревал» за пазухой, пока окончательно не затвердевал. Конечно, познакомившись с внешним миром таким образом, жемчужина оставалась живой и дружелюбной к человеку, не утрачивала своей природной силы, приобретала не только наилучший цвет, теплоту и прозрачность, но и особые целебные свойства.
А если добавить к этому трудолюбивые, чуткие руки вышивальщиц, вы поймёте, какого высокого уровня были расшитые жемчужным бисером одежды и почему я и пра-пра-феечка так крепко ладили с древнерусскими умелицами!
Тонкое чувствование красоты несовместимо с враждебностью к другим народам, людям, природе вообще, алчностью и войнами! И если мужчины всё чаще поддавались подобным искушениям, то у женщин-мастериц того времени этих качеств не было вовсе, поэтому с жемчугом и феями они были очень дружны! Последние приходили к ним во снах, подсказывали узоры, новые способы шитья и обработки жемчуга, приносили им вдохновение, творческие силы. И хотя вы не встретите упоминаний о подобной помощи фей ни в одной исторической книге, но сможете проверить это на себе, если захотите подружиться с бисером! Современные люди воспринимают участие сказочных существ, как «прилив вдохновения», «желание творить», оно приходит в виде новых идей и мечтаний. А ещё – загляните в книгу самых лучших сказок – это ведь тоже история, только основанная не на археологических фактах, а на духовных: история взаимоотношений человека и природы, человека и высших сил, человека и сказочных, незримых существ!

Искусство вышивать жемчугом.
В древнерусском искусстве жемчуг имел самое широкое хождение. Обилие жемчуга в реках и морях послужило основой для его применения в различных видах творчества.
Одним из излюбленных и распространённых на Руси средств украшения одежды и различных предметов быта было украшение их шитьём, достигшее с веками высокого мастерства. Овладение им составляло предмет воспитания и княжны, и крестьянской дочки. Именно в этой области жемчуг имел наибольшее применение. Так повсеместно возникли и получили развитие различные приёмы шитья жемчугом, создалось своеобразное народное искусство жемчужного шитья.
Шитьё жемчугом – «низанье», «саженье» – является почти исключительно женским искусством. Если в кружевном деле иногда встречаются соперники в лице мужчин-кружевников, то в искусстве низанья жемчугом славится долгие века именно умение женщины. Даже иностранцы, которых нельзя было заподозрить в излишних симпатиях к инородцам, и те отмечали великое умение русских женщин шить жемчугом.
Вышивальщицы, иногда самостоятельно, иногда (в поздние эпохи) уже по заданным контурам, творили свои произведения из шёлка, золотяных нитей, камней и жемчуга. Последний накладывался, «садился» с особым чувством. Мастерицы в созданных ими шитье и украшениях, сотворили целую область народного искусства: искусства коллективного, не знавшего школ, руководимого лишь чувством красоты, гармонии и тонкого художественного вкуса.
Основным предметом быта, на который распространилось шитьё жемчугом, была одежда. Им украшалась главным образом праздничная одежда, а в правящих кругах – и повседневная.
Значение одежды в быту древней Руси было очень велико. Это можно объяснить тем, что изготовление даже простой ткани требовало очень много труда, умения и времени. Изготовление же узорной, богатой ткани из ценной пряжи – тонкой шерсти, шёлка, золотяной нити, – требовало большого мастерства, порой переходившего в искусство.
Высокая стоимость материала, из которого изготавливалась одежда, и его добротность вызывали бережное отношение к одежде. Она передавалась, как ценная вещь, по наследству. Это практиковалось и у простого народа, и у знати.
Главное внимание обращалось на материал, из которого была сшита одежда, на то, чем она была украшена. Покрой оставался единым во всех слоях общества, но одежда простолюдина существенно отличалась от одежды знатного человека. Отличалась именно материалом и украшением. В народе главным образом бытовали ткани домашней выработки – из шерсти, льна, конопли.
Богатые слои общества пользовались и отечественными тканями более тонкой выработки, и привозными – золотяными, шёлковыми, шерстяными. Наряды, построенные из этих тканей, часто покрывались жемчужным шитьем. Им вышивалось всё: от головных уборов до обуви – кокошники, воротники, обшлага, пояса, рукавицы, подолы… При этом покрытая жемчугом одежда помогала человеку сохранять своё сердце, тело и дух в чистоте и святости, символом чего по-прежнему являлся этот благородный материал.
Обилие жемчуга на одеждах поражало видавших виды иностранцев. Они отмечали, что: «Есть губернии, как, например, Нижегородская, в которых каждая крестьянка носит на шее, на головном уборе от 200 до 300, а иногда и до тысячи настоящих жемчужин». «У всех женщин, которых я тут видел, даже у самых бедных рыбачек, было на шее по крайней мере 3-4 нитки настоящего жемчугу; у более зажиточных бывает по 10-12 ниток и даже головные уборы, вышитые жемчугом, наподобие диадемы. На здешние купеческие свадьбы купчихи приезжают совершенно унизанные жемчугом и драгоценными каменьями. Костюм, стоящий 100 000 ассигнациями, считается у них ни по чём».
Жемчуг также применялся при создании ожерелий, наручных браслетов, перстней и поднизей.
И русичи, и их потомки различали понятиея «жемчуг» и «жемчужина». Под последним названием понимался особой добротности жемчуг. А название «жемчужина» – для определения красоты вообще и редкости предмета – сохранилось в повседневной речи и до сих пор (говорят, например, «Крым – жемчужина юга»). И в древности слово «жемчужный» обозначало самое высокое качество предмета или наивысшую ценность: «Един же изрони жемчужну душу из храбра тела чрес злато ожерелие», – писал автор «Слова о полку Игореве».
Несмотря на изобилие жемчуга в быту древней Руси, он всё же был в большой цене, что видно из частого упоминания о жемчугах как о драгоценностях, передающихся из рода в род. Хотя этому могут быть и другие объяснения. Ведь знающие цену подлинным сокровищам – красоте, чистоте, святости – наши предки могли вкладывать их в свои работы и наказывать своим детям хранить эти святыни, передавая мудрость поколений из рода в род!
Особая область применения жемчуга – религиозная. До нас дошли свидетельства и произведения бисерного искусства уже времён после принятия христианства. Все ранние работы были либо уничтожены, как языческие, либо разнизаны и использованы для создания образов новой веры.
Наиболее древнее письменное упоминание о таком жемчужном шитье относится к X веку. Древнерусская живопись – фреска, икона и мозаика – с XI века также свидетельствует о широком применении жемчужного шитья в русской одежде, головных уборах, обуви. В церкви Св.Софии в Новгороде, на фреске «Константин и Елена» XII века видим контурные линии одежд, переданные жемчугом, а от начала XV века до нас дошло изображение жемчужного шитья на фреске Андрея Рублёва (Успенский собор во Владимире) с изображением «праведных жён, идущих в рай».
В куполе собора Св.Софии в Киеве XI века из четырёх мозаичных фигур архангелов сохранилась лишь одна. Одежда этого архангела покрыта жемчужным шитьём. Линии одежд святых и нимба низаны жемчугом так же, как и нимбы над головами других персонажей.
Посвятившие себя богослужению монахи и монашенки, отгороженные монастырскими стенами от мирских тревог и суеты, вышивали жемчугом иконы, оклады, пелёны и ризы во славу Того, Кто создал всех нас. Конечно же, по чистоте и внутреннему сиянию, духовности эти работы равняться с лучшими произведениями человеческого духа.
Традиция эта была бережно пронесена сквозь века смут и потрясений, пережила все нашествия и братоубийственные войны, времена застоя и реформ. И по сегодняшний день жемчугом окаймляются церковные атрибуты, убранство и утварь, а также одежды священнослужителей и патриархов.

Бисер и стеклярус в 18 веке.
С XVIII века начинается расцвет бисерного искусства на Руси. Поднявшаяся и окрепшая после нашествия монголо-татар и смутного времени страна наконец-то смогла передохнуть и взглянуть в свои глубины, на духовные истоки и потенциал.
Увлечение бисерными и стеклярусными работами расцвело в XVIII веке и длилось до начала XX столетия. В них нашли своё отражение все художественно-стилистические направления, существовавшие тогда в России. Красивый и прочный материал пользовался успехом при оформлении интерьеров, привлекался для отделки дворцовых залов, украшал быт помещичьих усадеб, употреблялся в народных костюмах и предметах культового назначения. Доступные многим холст, канва, нитки, бусы, хорошо знакомые мастерицам по другим видам декоративно-прикладного творчества; приёмы работы – вышивка, вязка, низание – вызвали увлечение этим искусством в самых различных слоях русского общества: дворянстве, купечестве, у горожан среднего достатка, представительниц сельской интеллигенции, духовенства и у зажиточных крестьянок.
Традиция искусства шитья была ещё крепка в русской семье того времени, ещё не забылись наставления бабушки-боярыни, которая сама сидела за пяльцами среди своих девушек в терему. Будь то простая крестьянка, помещица или царская дочь, девушек сызмальства обучали вышивке. В каждой помещичьей семье и хозяйка дома, и её дочери принимали живое участие в рукоделиях. Это были последние отголоски прекрасных давних времён, когда искусство лилось в мир, как естественное проявление творческого подхода к обыденной жизни.
С каждым десятилетием использование бисера и стекляруса становится более разносторонним. Они всё чаще встречаются на предметах культового назначения – ими расшивают оклады икон, украшают покровцы, они подвешиваются в виде кистей под лампады и паникадила. Одновременно эти материалы используются в отделке интерьеров городских и загородных дворцовых ансамблей, созданных с участием лучших русских и иностранных архитекторов, художников и мастеров.
На вкусы людей стали влиять совершенно новые художественные течения и мода: национальные традиции постепенно стали вытесняться западноевропейскими. Стали использоваться новые приёмы отделки интерьеров, привлекаться неизвестные ранее материалы. Так, в обиход вошли пышные орнаменты стиля барокко, которые стали появляться в дворцовых интерьерах в виде золочёной резьбы и лепного декора, расписных панно и плафонов, обивки стен цветными шёлковыми тканями и вышивками. Довольно быстро (уже в первой половине XVIII столетия) им на смену пришли более изощрённые мотивы рококо. Конечно, всё это было очень далеко от видения красоты, которого придерживаются феи, – ведь нам простая прелесть живого цветка или капельки росы куда милее самых изысканных искусственных красот. Но что поделаешь – человечество «взрослело» и, как ребёнок, тянулось ко всему яркому...
Но даже без опоры на истоки, в XVIII веке традиция шитья и бисероплетения привносила много хорошего в человеческую жизнь. Девушки становились терпеливы, трудолюбивы, душевны и привычны к красоте, обладали изысканным вкусом, дружили с вдохновением! И конечно же, когда вставал вопрос, каким материалом работать: ярким и сверкающим бисером или простыми нитями, – многие девушки выбирали бисер. Благодаря этому немеркнущие краски стеклянных бус донесли до нашего времени художественные образы прошлого, сохранив первоначальный цветовой замысел их создателей.
В середине века появляются первые стеклярусные и бисерные панно – большие тяжёлые ткани, наподобие ковров, сплошь узорно расшитые бисером – как бы миниатюрные бисерные мозаики. Многоцветные, с переливами тонов, они вполне соответствовали жизнерадостному характеру декора того времени. Крупные вышивки иногда целиком покрывали стену, заменяя обивку, иногда висели на стенах в рамках, как живописные картины. Это, конечно, очень оживляло убранство комнат.
Во второй половине XVIII столетия мода стала несколько строже, возвращаясь к тому, что называют классицизмом – стилю утончённых консервативных вкусов. Из уже имеющихся приёмов оформления отбирались те, что соответствовали новому направлению. Бисерно-стеклярусные вышивки использовались в качестве картин, настенных панно и для обивки мебели. Тогда же появляются украшенные бисерными чехлами или вышивками повседневные вещи. В узорах вышивок стали чаще проявляться мотивы народного искусства. Впрочем, это не означало, что люди стали лучше чувствовать природу – напротив, началась эпоха наибольшего отделения человека от природы. Это наложило печать и на искусство вообще и бисероплетение в частности.
В XVIII веке бисерно-стеклярусными работами увлеклось так много людей, что пришла пора налаживать отечественного производство этих материалов. И вот на фабрике в Усть-Рудице под Петербургом, устроенной при непосредственном участии М. В. Ломоносова, стали учиться производить качественный бисер. Интересно, что продукция фабрики покупалась для выполнения обоев при отделке интерьеров загородных царских дворцов, а бусы и стеклянная посуда поступали для продажи в лавки столицы. К сожалению, с кончиной великого учёного и писателя фабрика закрылась и производство русского бисера в очередной раз прервалось на много десятилетий…
А бисер по-прежнему тысячами пудов завозился из-за границы.
На конец XVIII и первую четверть XIX века пришёлся расцвет помещичьего быта, когда в усадьбах создавались целые ремесленные мастерские из крепостных крестьян. Многие их этих работников творили настоящие произведения искусства, становились великими мастерами!
Бисерная работа не терпит суеты, а деревенская жизнь оставляла много свободного времени. Большинство рисунков, выполненных печатным способом, стало приходить из-за границы (Вы можете себе представить феечку, творящую новую жизнь и сверяющуюся с листком бумаги? Я – нет! Даже двоечнику-волшебнику это не придёт на ум). Однако когда мастерица в достаточной мере овладевала техникой и пониманием строения бисерного рисунка, многие композиции создавались уже самостоятельно. Именно в этих работах ещё сохраняется неповторимый народный дух. Нередко в них используются уже знакомые элементы старого народного шитья: растительные узоры, павлины с распущенными хвостами, геометрический орнамент: ромбы, квадраты, восьмиугольные звёзды, свастика (солнечные знаки и символы). И всё это уживается рядом с модными тогда орнаментами и эмблемами времён Людовика XVI и Империи. Распространён был и шахматный узор, исстари любимый в боярских рукодельных палатах.
Рабство никогда не содействует процветанию высокого творчества. Известно, что крепостных обучали ремёслам и искусствам уже не в селе или родовом поместье, а отправляя к тому или другому мастеру на выучку или в специальные художественные школы для крепостных. Учили там самым простым вещам: рисованию, составлению узоров, азам ремесла. И то, что довольно быстро пришло на смену искреннему вдохновенному порыву первых лет расцвета бисерного искусства в XVIII веке, уже почти ничем не напоминало процесс истинного творения. Нередко за этим занятием просто убивали время, пользуясь однотипными рисунками-заготовками на клетчатой бумаге.

http://dao.kharkiv.edu/mir/prostranstvo_b/prostranstvo2_2.htm#materiali


Источник: http://dao.kharkiv.edu/mir/prostranstvo_b/prostranstvo2_2.htm#materiali
Категория: историческая справка | Добавил: Акулинушка (13.12.2010)
Просмотров: 7234 | Комментарии: 2 | Теги: жемчуг, история бисера, вышивка бисером, бисер на Руси | Рейтинг: 5.0/3
Всего комментариев: 2
2 АнГеЛоЧеК  
0
Огромное вам СПАСИБО!!! Нигде не нашла, а у вас нашла!

1 Даша  
0
Это классно

Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024